Почему важно проверять благонадежность контрагента? На что стоит обращать внимание, чтобы не понести убытки и не столкнуться с претензиями со стороны налоговой?
Прежде чем заключать сделку, тем более крупную, важно заранее проявить так называемую “должную осмотрительность”. Разумеется, каждый юрист, бухгалтер или “безопасник” трактует этот термин по-своему, однако в этой статье мы постарались отразить универсальные, местами, неочевидные параметры, на которые стоит заострять внимание, проверяя деловую репутацию и платежеспособность контрагента.
Обычно, мы делим процесс проверки контрагента на два этапа: общий и более глубокий.
На первом этапе следует удостовериться, что:
- юридическое лицо зарегистрировано в реестре ЕГРЮЛ и ЕГРИП;
- нет признаков ликвидации или банкротства юрлица;
- предмет сделки соответствует ОКВЭД и видам деятельности компании, уточнить, подлежит ли данный вид деятельности лицензированию, соответственно, запросить и проверить лицензии;
- не было ли длительных приостановок операций по счетам;
- нет ли налоговой задолженности;
На этапе более глубокого анализа особого внимания заслуживают следующие признаки:
- деятельность руководителя в других компаниях с негативными показателями (банкротства, состояния в негативных списках, указание недостоверных данных и тд);
- участие компании в судебных разбирательствах в роли ответчика (к тому же частое участие в роли истца может свидетельствовать об агрессивном ведении бизнеса);
- дата регистрации юр.лица до момента заключения сделки;
- финансовая отчетность компании (нулевой баланс, отсутствие информации, убытки);
- исполнительные производства, особенно завершенные на основании п. 3 и 4 ст. 46 ФЗ об Исполнительных производств, особенно, (невозможность установить местонахождение должника и его имущества). Если уже есть пример, когда компания оказалась должником и судебные приставы не смогли произвести взыскание, вероятность, что и вас постигнет та же участь существенно возрастает);
- компания не зарегистрирована по адресу массовой регистрации (за исключением офисных зданий);
- репутация компании в СМИ безупречна;
- компания отсутствует в реестре недобросовестных подрядчиков;
- в отдельных случая необходим выезд на предприятие/ производство контрагента, для проверки реальности его хозяйственной деятельности;
Если все вышеперечисленные показатели в норме, то можно переходить к заключению сделки, однако перед этим необходимо запросить весь пакет учредительных и иных сопутствующих документов, а также выяснить уполномочен ли будущий партнер ставить свою подпись в договоре.
После заключения сделки, в условиях пандемии и возросшего в этой связи количества банкротств, важно в ежедневном режиме мониторить своих контрагентов.
МКА “Адвокаты и бизнес” предлагает услугу своевременного получения информации о корпоративных изменениях, возбужденных судебных и исполнительных производствах по ряду контрагентов для корректировки, либо пересмотра взаимоотношений с контрагентом дабы избежать временных потерь в выполнении работы/оказании услуги, либо потери денежных средств заказчика.